Унылая жизнь - Отрицательное мнение о Life is Strange
Всем доброго времени суток. Недавно мои руки добрались до одного из самых, как его окрестили, запоминающихся игровых опытов ушедшего года. Да, речь сегодня пойдёт о Life is Strange. Игре, которая такая…. Скучная. Да-да, банально скучная. Пройдя её, я недоумевал, откуда все эти восторженные отзывы, звания «главного откровения года» и прочие почести. Это будет не обзор на игру, какие я обычно пишу (Life is Strange все кто хотел уже прошли, и своё мнение они уже сложили). Это будет просто другая точка зрения, которая возможно не всем придётся по душе. Но написать о ней определённо стоит.
Ещё на стадии анонса проект сильно заинтересовал меня. Игра от Dontnod Entertainment, людей подаривших нам Remember Me, не хватающую звёзд с неба, но показавшую, что французы умеют работать с миром и персонажами. Да и интересную игровую механику им под силу создать. Сюжет тоже радовал завязкой. История о двух колоритных девушках, находящихся на пороге уходящей юности, противостоящих местным авторитетам и расследуя дело о местном маньяке. Так ещё одна из них научилась манипулировать временем. Звучит бредово, но заманчиво. А какой шикарный арт-дизайн был на первых показах проекта. Причин сомневаться в этой игре не было. Но главный удар пришёл от туда, откуда я его никак не ждал. Игровая механика оказалась попросту безыдейной. Даже управление временем, которое в Remember Me являлось главным достоянием, здесь ситуацию не спасает, а иногда и портит. И самое страшное, это не единственный провал в игре.
Напомню, что Life is Strange выходила по эпизодам, и, как принято, первый -вводный. Напряжения по минимуму, только завязка и знакомство с персонажами. А дальше всё по нарастающей. Но с этой игрой такой принцип не работает. Скажу честно, в первые 15-20 минут вы увидите всё, что разработчики смогут вам предложить. А именно вам предстоит ходить, осматривать предметы, с последующими комментариями Макс (главная героиня, кто не знает), общаться с персонажами и… пожалуй всё. То есть, в игре нет никакого действия. Она забыла о своей главной функции – развлекать и интересовать игрока. Да, в LiS изумительное внимание к деталям. В любом интерьере здесь десятки мелочей. Комнаты в женском общежитии, обставлены так, как это было бы в действительности. Даже отражают характеры их жильцов. Множество диалогов пестрят интересными сплетнями, шутками и всячески дополняют игровой мир. Наполнение игрового мира шикарное… Но где сама игра? Да нет её тут. Всё это наполнение всего лишь фон для действа, а оно отсутствует. Даже в самый, казалось бы, конец истории, где напряжение должно зашкаливать (и сюжетно и геймплейно) тут ты занимаешься скукотой. Будь то проникновение в школу ночью или заточение у маньяка, ничего не меняется. Слушаешь диалог на 5-10 минут, осматриваешь предметы в комнате. Всё! Можно выдвигаться на встречу этой же рутине.
Уже чувствую летящие помидоры в меня с криками: «Это же интерактивное кино. Какого адреналинового геймплея ты здесь ждёшь?» Давайте же разберёмся путём сравнения. Если брать таких гигантов как Heavy Rain, Beyond: Two Souls, Until Down, абстрагироваться от их бюджетов и технической составляющей, а взять только геймплей и сюжет, то LiS здесь абсолютно проигрывает. Интерактивное кино подразумевает собой вовлеченность геймера в процесс. Игрок сам делает это кино, с помощью своих выборов и QTE в экшен-сценах. А разработчики из Dontnod Entertainment никак не вовлекают в процесс. Только ходил да кат-сцены запускал. Вариативностью тут тоже не пахнет. На сюжет глобально выборы никак не влияют. А о концовке в стиле Mass Effect и так все наслышаны.
Многие сравнивают игровую механику Life is Strange с Walking Dead. В одном они похожи точно – в иллюзорности влияния вашего выбора на сюжет. Но если во второй выборы необратимы, и вы трясётесь над каждым своим действием, боитесь за жизнь персонажей, то в первой вам этих чувств не испытать. Почему? Да потому что одним движением пальца вы отматываете время назад, и ваш выбор сделан не был. Конкретная ситуация. Хлоя, подруга Макс, застряла между рельсами железнодорожных путей. Недалеко уже несётся поезд, рискуя задавить девушку. Вы несётесь в диспетчерской рубке, дёргаете за переключатель, но он не работает. Дёргаете рычаг, но сил не хватает, чтобы сдвинуть его. И вот отчаянию нет предела. Поезд переезжает Хлою.… И вы с каменным лицом отматываете время назад, думая другие варианты. Во всех моментах, где есть вероятность потерять одного из персонажей, вам ничем не рискуете. О каком напряжение и связи с персонажами может идти речь? Самое ироничное то, что игра становится интересной и эмоциональной, только в момент предотвращения суицида одной из одноклассниц Макс и при финальном выборе. Просто потому, что там нельзя отмотать всё назад и чувствуется ответственность за своё решение.
С сюжетом у Life is Strange тоже не заладилось. Он пытается быть всем и сразу, пытается включить в себя многие элементы, но ни один полностью не раскрывает. С самого начала игрок вовлечён в повседневную жизнь обычного подростка со своими проблемами, переживаниями и чувствами. Однако позже в повествование резко врываются детективная и мистическая линия. Подруги собираются выяснить, куда пропала Рэйчел Эмбер, одна из учениц. В это же время Макс начинают посещать странные видения, в которых огромный шторм уничтожает её город. Всё подавляющее время вы ищите пропавшую девушку, но проблема в том, что детективная часть вышла очень слабой. В нет изюминки, какой-то страшной тайны. Всё однозначно и линейно. Даже когда удаётся докопаться до правды, то она не шокирует. Единственная мысль, которая посещает это: «Ну да, такое можно было предположить» . Слишком клишированные методы сокрытия правды у разработчиков. Те, у кого в детективных жанрах большой опыт, без особого труда раскроют правду сами. Мистика в свою очередь сквозной нитью проходит через все эпизоды, в полной мере заявляя о себе лишь в последнем. Именно она и подводит к конечному необратимому выбору. И даже эта ветка полностью не раскрыта. Всё равно есть настойчивое ощущение, что вы занимаетесь откровенной бытовухой. А подростковую драму Life is Strange тоже не может разыграть. Игра показывает нам отношения только между Макс и Хлоей, игнорируя других персонажей. Особенно это видно при общение с Уоренном, парнем влюблённом в Макс. Единственное, что разработчикам удалось, так это создать яркий и по-настоящему живой образ Хлои. Она одна из немногих причин поиграть в произведение Dontnod.
Другие две причины это за визуальную и музыкальную составляющую. Тона подобранны настолько искусно, что картинка пестрит яркими красками, но при этом общая палитра остаётся мягкой и не режет глаз. И даже слабая графика не мешает наслаждать картинкой. А саундтрек полностью создаёт атмосферу молодёжного сериала. Когда начинает играть музыка To All of You, Santa Monica Dream, Crosses, то от крутости атмосферы хочется рыдать. Начинаю сожалеть, что LiS вышла плохой сериальной игрой, а не полноценным сериалом.
Я считаю, людей из Dontnod Entertainment удивительными. При таком количестве идей, задатков, разнообразии сюжетных линий они про большую часть забыли в финале, а другую недовели до конца. Игра не развлекает и не даёт вам никакого участия в процессе, а только повествует. Причём сама не может определиться, на что же ей делать акцент. Красиво оформленное снаружи, но пустое внутри произведение. Такой я вывод сделал после финальных титров. То ли ожидания были слишком завышены, то ли я не понимаю красоты «безгеймплейного» геймплея, а может всё вместе. В любом случае я высказал свои мысли и свою точку зрения об этом произведении. А принимать её или нет уже выбор каждого. Спасибо за внимание.